Из Манежа в Зарядье: что нужно знать о предстоящей Московской неделе моды

Есть ли мода в России? Если бы вы задались этим вопросом 10 лет назад, то скорее всего нарвались на скептиков, верующих в абсолютную монархию Славы Зайцева и наглый копипаст с Запада. И вот в 2001 году при поддержке Министерства культуры РФ и под патронажем Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) столицу взбудоражила (Russian Fashion Week) — марафон показов в лучших традициях европейства, но с исконно-русским пристрастием к эпатажу.

Давайте разбираться, как все начиналось, и попробуем угадать, чего ожидать от Московской недели моды, которая стартует 20 июня в Зарядье.

Откуда берутся корни и причем здесь автомобили?

Биография Недель моды в Москве отчасти покрыта мистицизмом, ведь она самого начала обручилась с брендами автомобилей — Volvo и Mercedes. Причиной тому — мощная спонсорская поддержка и попытка получить всемирную огласку. Стратегия сработала, поскольку даже у людей, предпочитающих кататься, а не водить, возникает хорошая для самооценки ассоциация. «Я — владелец элегантного, стильного и надежного железного коня, который одним своим видом демонстрирует размер моего кошелька и изысканный вкус». По сути брендовые одежда и аксессуары выполняют такую же функцию — сделать вас членом элитного общества, ценителем роскоши, нуворишем с амбициями фэшн-короля.

Отступаем от философии и переходим к фактам. Организацией и раскруткой Russian Fashion Week занималось PR-агентство «Артефакт». Его основатель, Александр Шумский, до 2003 года известный российской аудитории как экс-муж Эвелины Хромченко, разработал безукоризненную PR-стратегию. Заключил сотрудничество с компанией Mercedes-Benz, которая уже связала себя узами брака с четырьмя неделями моды в Нью-Йорке, Милане, Лондоне и Токио. После этого события в наследство московских дефиле перешли все злободневные элементы зарубежных шоу — стритстайл, первые ряды, занятые исключительно блогерами и селебрити, VIP-зоны с водопадами алкоголя, after-party и невыносимо длинные очереди перед входом в залы показов.

С мерседесом выяснили, что насчет вольво? Неделя моды Volvo является ребенком 90-х, правда тогда она называлась по-другому. С 2004 года ее переформатировали в более закрытое и профессиональное мероприятие, перенесли в Гостиный двор и дали возможность молодым ( и не очень) дизайнерам продавать свои изделия на ярмарке в лобби.

Ностальгический экскурс проведен не случайно, ведь по прогнозам предстоящий марафон показов в Зарядье перенял черты двух своих предков. Об этом позже.

Наследие Mercedes-Benz Fashion Week

Точкой невозврата к страхам выглядеть смешно на фоне других модных столиц стал 2018 год, когда Mercedes-Benz Fashion Week громко заявила о своей эклектичности. Ближе к трем часам на Манежную площадь выплывали молодые люди, одетые так будто собираются на бал сатаны, где шаблонный дресс-код просто неприемлем. В ход шли сюрреалистические сочетания базовых и трендовых предметов гардероба. Тренчи с асимметричными подолами и громкими логотипами; брюки палаццо, подметающие асфальт; куртки из денима с поп-арт иллюстрациями; маскулинные пиджаки и рубашки с джентльменского плеча; забрызганные краской сарафаны и платья-камисоли, шубы термоядерных оттенков и аксессуары из области фантастики. Все это наслаивалась друг на друга, складывалось в эпатажный пазл и приправлялось русской душой. Платки a-la babushka кочевали из сезона в сезон.

Большая часть молодежи стремилась попасть в объектив стритстайл фотографов, особенно к маэстро Сорена Джемсена из Vogue. Прелесть заключалась в искренности образов и спонтанности проходок. Позже все превратились во фрик-шоу с наигранностью и отчаянной попыткой засветиться в светской хронике. Однако многие блогеры сумели покорить медиаиндустрию и прославиться.

 

Надо сказать, стритстайл порой интриговал больше чем все происходящие внутри Манежа. Да, список интригующих показов был огромен: бунтарские шоу Ромы Уварова и Александра Рогова, лиричные подиумные истории Гоги Никабадзе и Аси Бареевой, взрывные перфомансы N.LEGENDA и Анастасии Докучаевой. Но с ними соседствовали и откровенно проплаченные дебютанты, где косматых норковых шуб, нарочито сексуальных платьев-футляров и замшевых ботфортов на один квадратный метр было чересчур много.

А вот открывающие и закрывающие показы не вызывали противоречивых чувств. Скорее наоборот, люди стремились пройти квест и достать приглашения, чтобы убедиться, как там поживает фольклор Славы Зайцева и гламур Игоря Гуляева. Да, эти модельеры с большой буквы и огромной базой звездных клиентов работали на репутацию, хотя и уступали юным дарованиям и студентам Школы дизайна ВШЭ.

До пандемии произошел скачок, который задобрил журналистов и предвзятых зрителей, считавших Mercedes-Benz Fashion Week сплошным цирком. Александр Шумский и представители Национальной палаты моды ввели новую традицию под названием GLOBAL TALENTS. Они пригласили дизайнеров со всего мира —от Лондона до Бангладеша. Те произвели ошеломительный эффект на российскую публику.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается, но мы-то знаем, что пессимизм — удел малодушных. Без лишних слов сделаем заметки про Гостиный двор и вернемся в настоящее.

Ярмарочная атмосфера Недели моды Volvo

С каждым годом показы в Гостином дворе, которые обычно стартуют после шоу в Манеже, привлекает все меньше зрителей. Во-первых, нет стритстайла, во-вторых, посещают залы в основном друзья и родственники модельеров. Хотя плюс в карму мероприятия добавляет толерантность: plus-size модели, коллаборации Юдашкина с каталогами вроде La Redoute, детские коллекции, болтовня с лицами марок в наскоро слепленных шоурумах и возможность приобрести вещи, гулявшие по подиуму полчаса назад. Именно эти черты обещают телепортироваться в Зарядье, а как именно расскажем ниже.

 

 «Новая» Московская неделя моды в Зарядье

Буквально на днях на почту нашего редактора пришло сообщение от Пресс-службы Московской недели моды с вложенным пресс-релизом, где в общих чертах описывалась эксклюзивность события. Организаторы героически обработали более 900 заявок из 76 городов России и еще раз повторили слова, опубликованные на сайте мэра Москвы Сергея Собянина: между традиционными дефиле будут проходить паблик-толки, сессии и воркшопы. Ничего не напоминает? Явное заимствование из культурной программы Mercedes-Benz, если бы ни один многообещающий твист. Помимо 120 дизайнеров, отобранных экспертным советом, участие в проекте примут владельцы шоурумов, производители тканей и фурнитуры, студенты профильных вузов, руководители фабрик и другие профессионалы, без которых индустрия моды давно уже вывесила белый флаг.

А вот с идейными вдохновителями случилась небольшая путаница. Причастен ли Шумский, причем тут Сергей Сысоев и каким образом все опять ложится на плечи якобы отставшего от времени Вячеслава Михайловича? СМИ получили прозрачный комментарий только от сына Зайцева — Егора. В коротком интервью журналу Super он рассказал, что они с отцом крайне обеспокоены критическими последствия специальной военной операции. Роскомнадзор заблокировал основные рекламные площадки; покинувшие чат западные бренды освободили нишу, но ее элементарно нечем заполнять; сырье отказывается пересекать границы; денег нет; безысходность процветает. Московская неделя моды — это единственный шанс реанимировать отечественный дизайн.

Оттенок новизны добавляют еще пару фактов. Маркеты, образовательные программы и выставки помогут торговым центрам бороться со спадом покупательской активности, а освещать бурлящую шестидневную жизнь согласились байеры, журналисты, стилисты и интеллектуальная блогерская верхушка.

Единственное опасение связано со злополучной ярмаркой. Признанные в светских круга российские дизайнеры, а именно Белла Потемкина, Александр Арутюнов, Алена Ахмамадулинна и Игорь Гуляев сделали вывод: торговые ряды превратят перспективную Московскую неделю моды в купеческий балаган.

Мы предпочитаем сохранять оптимизм и уже находимся в предвкушении, какие открытия сделаем буквально через неделю. Как говорится Stay Tuned.

Рекламный блок
Legprom